Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова

Научно-исследовательский институт ядерной физики им. Д.В.Скобельцына

главная
атомный практикум
общий ядерный практикум
специальный ядерный практикум
космический практикум
студенты не шутят
полезные ссылки
о нас
главная
атомный практикум
общий ядерный практикум
специальный ядерный практикум
космический практикум
ядерный практикум для школьников
студенты не шутят
полезные ссылки
о нас

 

Во время допуска к практикуму и работы в нем случается много курьезных случаев. Мы решили поделиться с вами нашими "сокровищами" и приглашаем вас туда, где

СТУДЕНТЫ НЕ ШУТЯТ


Допуск к задаче, увы, не гарантирует ее сдачу. Мягкосердечная Жанетта Михайловна Селиверстова при сдаче задачи задает один осторожный вопрос: Какой детектор использовали в задаче?

Молчаливый студент на этот вопрос встал и вышел из-за стола. Вернулся через несколько минут с открученной камерой и молча поставил ее перед Жаннетой Михайловной.

Другой ответил: Компьютер.

В нашем практикуме студентом открыт новый эффект - КОМПОТ-ЭФФЕКТ


В конце восьмидесятых студент принес результат оценки толщины защитного слоя на источнике плутония-238 - КИЛОМЕТР !


Преп: -Что такое бета-распад?

Студ.: - Это распад электронов и нейтрино.

(Аксенов и Василевский, 29.10.2005 )

- Преп: - Из чего состоит альфа-частица?

• Альфа-частица – это четыре электрона.

• Альфа-частица – это четыре протона и четыре нейтрона.

Ответы студенток-третьекурсниц на общем ядерном практикуме (они были допущены к задаче).

Мимо демона Максвелла

Сквозь кротовую нору

При сюда

скорее, Q!

 

В пяти тысячах эрстедов

Треснет натрое стезя

Мозли, Зееман и Комптон

За плечо возьмут тебя.

 

Натрий в печке раскаленный,

Радий с корочкой микронной

И уран обогащенный

Ждут! Рубины! АЦП!

 

И с серебряною шпагой

Ты к величью поспешишь,

Если … только допуск сдашь ты,

Бедный, маленький малыш…


На каком курсе изучать ядерную физику?

газета МэВ 1986 год
Традиционно на физфаке ядерную физику студенты изучали на четвертом курсе. В середине 80-ых ее перенесли на ШЕСТОЙ семестр (третий курс). Почитайте грустные мысли преподавателей из знаменитой (в узких кругах) газеты МэВ (издававшейся в единственном экземпляре). Наталья Гончарова еще не знала, что через двадцать лет ядерная физика будет в ПЯТОМ семестре. А с 2012 года - в ТРЕТЬЕМ семестре (второй курс). Закончить мысль хотелось бы цитатой "Проздравляю. Пух"
радость учения
Угадай принцип сортировки бирюлек! Вперед и вверх по нуклидной карте! ядерная Венера, выходящая из нейтронного источника

Ошибка

Не проворным достается успешный бег,
не искусным - благорасположение,
не храбрым - победа и не у мудрых - хлеб.
Но время и случай для всех их.
Ибо не знает человек времени своего.
Экклезиаст

Давным-давно, за миллиард лет до конца света я попух на ядреном практикуме. Три года бог миловал, а на третьем курсе я подзалетел. То, что в зимнюю сессию я оброс тремя хвостами, это - само собой, это - мелочи жизни. Я даже ничего не вспомню интересного из той сессии. Один эпизод, правда, припоминаю. На экзамене по ММФ после предложения экзаменатора : " Идите смелее, кто будет отвечать без подготовки, тому на балл выше ! ", я подошел, честно признался, что знаю неудовлетворительно и положил зачетку, претендуя на " уд."...

Но вот эту окаянную задачу на ядерном практикуме я долго вспоминал.

Конечно, за три года научишься задачи подгонять, чтоб поближе к пятерке и здравому смыслу. Помогала солдатская смекалка и нужный результат в конце концов гордо краснел графиком.

Хорошо хоть, что группу астрономов так не мучили, не пытали, как других. Жалели нас, убогих.

- Так вы астроном... Ладно, давайте зачетку... Идите.

- Спасибо.

- Остальные бандерлоги ! Сделайте один ша-а-аг...

Действительно, у меня может там во Вселенной куча галактик немерянных, а я тут должен всякой чепухой заниматься ! Не мои масштабы.

В детстве я видел вещий сон. В большом зале, уставленном всякими приборами и установками я делаю важное открытие, судя по восхищению людей в белых халатах ( нет, это не психушка, в психушке нет приборов и таких громоздких агрегатов ). Да и сам я в белом халате и в бороде. Сразу видно - профессор. Академик. Поэтому всю последующую сознательную жизнь я шел в этот зал.

А дорога туда пролегла через физфак.

И вот довелось мне делать на ядерном практикуме задачу по исследованию поглощения нейтронов ( или позитронов ?) в аллюминии. Что-то такое надо было там вычислить, свободный пробег или сечение рассеяния. Номер задачи не помню, скажем : 13-я. Не важно. Но как сейчас помню - справа стоит источник этой радиации, слева - счетчик, посередке - подставка для аллюминиевых пластиночек.

Допуск у меня быстро приняли, чего там страшного - всего две формулы, сижу, меряю. Народ вокруг тоже сидит, сопит, измеряет, экспериментирует отважно. Электроны всякие над ухами только и свистять.

Сначала снял показания счетчика при отсутствии пластинок, потом стал мерять с разными пластинками. И вот что я увидел.

Когда на пути нейтронов появлялась преграда, показания счетчика не уменьшались, а у-ве-ли-чи-ва-лись. Забавно, правда ?

Сначала по инерции занес все показания в таблицу, потом опомнился. Может, чегой-то не так подсоединил. Может, на 380 вольт воткнуто ? Нет.

Пластинки могут излучать ? Проверил. Вроде - нет...

Дальше

       
Фото Елены Владимировой и Натальи Казариной
Если вам тоже есть, что вспомнить о практикуме, пишите: nucllab@yandex.ru
      ©ЛОCП 2006